Анализ конкурентов на маркетплейсах
Содержание
Построение любого бизнеса начинается с изучения рынка, и это касается не только рыночных тенденций, ассортимента товаров и услуг. Прежде чем приступить к развитию своего дела, вы также должны проверить конкурента. Анализ ниши и конкурентов необходим для более углубленного понимания вашей целевой аудитории, рыночных потребностей и спроса.
Как изучить конкурентов? Как делать конкурентный анализ? Разобрали это в данной статье 🙂
Зачем анализировать конкурентов?
Анализ конкурентов на маркетплейсах позволяет лучше понять рыночную ситуацию, более того это поможет вам при создании собственной стратегии, так как вы будете понимать слабые стороны ваших “коллег по цеху”, а также будете трезво оценивать свои конкурентные преимущества, что позволит вам предоставлять уникальные предложения для вашей целевой аудитории.
Понимание конкурентов также играет важную роль в ценообразовании, понимая, какие цены установлены другими игроками на рынке, вы можете устанавливать свою стоимость, которая будет наиболее привлекательна для потребителей. Это также позволит вам совершать “работу над чужими ошибками”, другими словами, опираясь на опыт других компаний, вы сможете с каждым разом улучшать свой продукт и услуги.
Сравнение с конкурентами: в чем преимущества?
Описание конкурентов и их анализ имеют ряд плюсов, а именно:
- понимание собственной позиции на рынке;
- возможность выявления потенциальных угроз и возможностей;
- формирование стратегии развития и конкурентных преимуществ.
Критерии оценки конкурентов: какие методы используются?
Критерии сравнения конкурентов разнятся, все зависит от того, что именно вы хотите узнать и какие данные получить, исходя из ваших целей.
- SWOT-анализ – инструмент, позволяющий выявить и проанализировать слабые и сильные стороны своих конкурентов, а также на основе их опыта определить возможности и риски для вашего бизнеса. Данный способ актуален, как для рассмотрения каждого конкурента по отдельности, так и для проведения сравнительного анализа.
- Анализ ценовой стратегии проводится для наиболее лучшего понимания и эффективной разработки ценообразования. С этим методом вы анализируйте выручку, количество заказов у конкурента, рассматривайте цены на товары и в целом анализируйте изменения данных цен в разрезе определенного периода времени. Для данного способа важно выбирать игроков не только тех, у кого аналогичная ценовая категория с вашей, но и самое главное лидеров на рынке.
- Изучение маркетинговых акций и кампаний позволяют глубже понять спрос и предложение, проследить последние тенденции на рынке и актуализировать эффективные инструменты продвижения.
- Мониторинг отзывов и рейтингов также очень важен для определения вашего конкурентного преимущества. Внимательно ознакомьтесь с информацией из открытых источников, изучите на маркетплейсе все оставленные отзывы от клиентов, а также ответы на данные отзывы, просмотрите рейтинг продавца. Все это позволит выделить для себя основные преимущества товара и его недостатки.
Как правильно провести анализ конкурентов?
Как проанализировать конкурентов, оценить все слабые и сильные стороны рыночных игроков и систематизировать всю полученную информацию из маркетплейсов? Собрали для вас пошаговый алгоритм:
Шаг 1: Определите цели анализа конкурентов
Прежде чем начать собирать какую-либо информацию и проводить анализ, четко сформулируйте задачи и цели данного исследования конкурентов. Это позволит вам лучше понять, что именно вы хотите узнать о своих конкурентах и также позволит фокусироваться на важных аспектах данного анализа. Например, если вы планируете определить ценовой сегмент для ваших товаров и установить выгодные цены, то вам необходимо будет делать акцент на ценах, отзывах и рейтингах продавца. Если задачи анализа чуть отличаются, то вам необходимо сфокусировать внимание на других аспектах: продукты, маркетинговые стратегии, обслуживание клиентов и т.д.
Шаг 2: Как найти конкурентов в своей нише
После определения целей и задач, вам необходимо найти из множества представленных продавцов выбрать именно ваших конкурентов в вашей интересуемой нише. Для этого вам требуется провести анализ ключевых слов и фраз, связанных с данной нишей. На большинстве маркетплейсов есть функция оптимизированного поискового запроса, вбейте в нем ключевые слова, наименования товаров, чтобы можно было получить необходимые вам результаты. Например, на сервисе объявлений OLX для подобных случаев предусмотрены разделения товаров и услуг на определенные категории, соответственно вам лишь необходимо выбрать нужную для вас нишу и изучить все представленные предложения под данной категорией.
Шаг 3: Сбор информации о конкурентах
Начните собирать всю актуальную информацию о данных продавцах ваших конкурентах. Используйте для этого различные источники информации, такие как их веб-сайты, профили в социальных сетях, отзывы клиентов и т.д. Не ограничивайте себя лишь анализом карточек конкурентов на маркетплейсе. Изучая профиль продавца, обратите внимание на качество фото/видео представленных товаров, какие используются заголовки, текст объявления и т.д.
Шаг 4: Анализ продуктов и услуг конкурентов
Изучите ассортимент предлагаемых товаров и услуг, которые предлагают ваши конкуренты. Оцените качество продукции, их особенности и уникальные предложения. В чем фишка каждого продавца, на чем они делают акцент, какой ассортимент товаров представлен, в каком количестве и какие объявления наиболее популярны.
Шаг 5: Оценка ценовой политики конкурентов
После изучения ассортимента товара, можете фокусироваться уже на представленных ценах за данные товары и услуги. Изучите, какую стоимость предлагают ваши конкуренты на свои продукты и услуги. Сопоставьте данные цены с вашими и определите и определите, конкурентоспособны ли они, правильно ли вы сформировали ценообразование.
Шаг 6: Изучение маркетинговых стратегий конкурентов
Анализируйте маркетинговые акции, рекламные кампании, промо-акции и программы лояльности, которые используют ваши конкуренты. Это позволит вам определить и понять, какие маркетинговые стратегии работают хорошо и могут быть применены и в вашем бизнесе, какие акции/промо/маркетинговые кампании лучше всего адаптируются с целевой аудиторией, на чем делает акцент компания и каким образом привлекает и заманивает потенциальных клиентов.
Шаг 7: Анализ пользовательских отзывов и рейтингов конкурентов
Изучите отзывы и оценки клиентов о продуктах и услугах конкурентов. На основе полученных данных, а также ответов в качестве обратной связи клиентам, вы можете выявить сильные и слабые стороны своих конкурентов. Далее это позволит вам лучше определить свое конкурентное преимущество. Понимание преимуществ и недостатков при работе с клиентов – это также и работа над ошибками на основе чужого опыта, вы должны понимать, каким образом точно не стоит поступать, как выстраивать коммуникацию с целевой аудиторией и т.д.
Анализ рынка маркетплейсов, в том числе анализ товаров на маркетплейсов и конечно же конкурентов позволяют бизнесу расти, развиваться и более структурировано организовывать все внутренние процессы. Без понимания слабых и сильных сторон своих конкурентов, вы не можете четко понимать рыночные условия вашей ниши, вы не сможете четко формировать определение потребительского спроса, устанавливать конкурентные цены и т.д. Надеемся, что после прочтения нашей статьи, вы уже знаете, как провести конкурентный анализ. Успехов!
Чек-лист анализа конкурентов
Как анализировать конкурентов? Предлагаем воспользоваться данным простым чек-листом:
- Какую цель я преследую при проведении данного анализа?
- Кто ваши потенциальные конкуренты?
- Какая у них выручка, количество заказов и ассортимент товаров?
- Какую информацию на маркетплейсе о себе они предоставляют?
- Сравните: бизнес-карточка, рейтинг, цены, информированность, описание, отзывы, обратная связь с клиентами.
- Внесите все представленные данные и структурируйте полученную информацию.
- Проанализируйте каждый пункт по отдельности.
- Определите лидеров рынка.
- Сделайте выводы.
- Разработайте план действий и ответьте на поставленные вами задачи и цели.